Крещение

Как и перед любым важным делом, перед принятием Таинства Крещения необходима особая длительная подготовка. В ранней Церкви она могла занимать не один год, пока взрослый человек под контролем опытного учителя – катехумена – постигал особенности христианского вероучения, а также проходил некоторые испытания на твёрдость и искренность своего намерения. В современной традиции для совершения этого таинства чаще всего приносят младенцев, и потому наставление крещаемого невозможно, а ребёнка крестят «по вере восприемников». То есть, предполагается, что крёстные родители являются верующими людьми и обязательно передадут крестнику все необходимые знания о вере, научат молитве, будут водить в храм как можно чаще. Но, к сожалению, реальная ситуация часто очень далека от описанного идеала: крестные родители часто оказываются чудесными друзьями и добрыми людьми, хоть и совершенно далёкими от Церкви. И в этом случае перед священником встают два варианта решения проблемы. Первый — отказать в крещении младенца в соответствии с нормами церковного права, поскольку совершенно не ясно, будет ли ребёнок воспитываться должным образом. Второй вариант многократно сложнее — за две непродолжительные беседы вложить в головы будущих крестных родителей всю ту информацию, необходимую для правильного воспитания юного христианина, которую необходимо было постигать годами. Поэтому, если священник или катехизатор всё-таки решил взять на себя такую ответственность, главное, что необходимо сделать крестным родителям – это максимально серьёзно отнестись к изучению всего, что будет предложено во время подготовительных бесед.
Для совершения самого Таинства необходимы следующие предметы:

  • Крест и гайтан (верёвочка)
  • Крестильная рубашка
  • Свечи
  • Пелёнка и полотенце
  • Свидетельство о крещении (с собой также необходимо взять свидетельство о рождении ребёнка)

Существует представление, будто родная мать не может присутствовать на Таинстве Крещения. Это не совсем верно — в течение сорока дней после рождения ребёнка мать действительно не могла посещать храм, поскольку находилась в состоянии ритуальной нечистоты, а исторически ребёнка старались окрестить как можно раньше, в связи с высокой младенческой смертностью. Однако, по истечении сорока дней над матерью читается особая разрешительная молитва, в которой священник возносит благодарение Богу, сохранившему жизнь матери и младенцу, и просит разрешить мать от всякого греха и от всякой скверны, благословить ей вновь приступать к Таинству Причастия. В том же последовании находим и прошение о ещё не крещённом младенце, дабы возрастал он в разуме и целомудрии и сподобился в определённое время принять святое Крещение.